Посольства Республики Казахстан в Республике Беларусь

(№7, 2007г.)

О встрече Глобальной инициативы

по борьбе с актами ядерного терроризма

11-12 июня 2007 года в Астане

11-12 июня 2007 года в Астане состоялась третья встреча государств-участников Глобальной инициативы по борьбе с актами ядерного терроризма, выдвинутой Президентами России и США в июле 2006 года с целью создания международной многоуровневой системы защиты, способной непрерывно адаптироваться к меняющемуся характеру угрозы.

Казахстан одним из первых присоединился к данной инициативе и стал первоначальным партнером наряду с Австралией, Великобританией, Германией, Италией, Канадой, Китаем, Россией, США, Турцией, Францией и Японией. Казахстанская делегация принимала активное участие на первых двух встречах, состоявшихся в октябре 2006 года в Рабате (Марокко) и феврале 2007 года в Анкаре (Турция), в ходе которых были определены главные принципы и направления взаимодействия государств-участников, приняты основополагающие документы. Работа в рамках Глобальной инициативы строится в строгом соответствии с международным правом и национальным законодательством на основе добровольности и ответственности каждого государства.

Из 52 государств, присоединившихся к Глобальной инициативе, представители 38 государств и наблюдатели от МАГАТЭ и ЕС участвовали в работе встречи в Астане (14 государств заявили о присоединении накануне мероприятия).

На открытии третьей встречи Глобальной инициативы Министр иностранных дел РК подчеркнул исторический вклад Казахстана в укрепление режима нераспространения и процесс разоружения. Отказ от обладания четвертым по размерам ядерным арсеналом и твердая приверженность нашей страны выполнению взятых на себя международных обязательств, продемонстрировали подлинную заботу о благосостоянии народа Казахстана, обеспечили безопасность и создали условия для успешного экономического роста.

Сопредседатели Глобальной инициативы - заместитель Министра иностранных дел России С.Кисляк и заместитель Госсекретаря США Дж.Руд, а также высокие представители других государств-участников выразили признательность за организацию важного мероприятия, отметили значительные усилия Казахстана в области нераспространения и борьбы с терроризмом. Сопредседатели приветствовали увеличение количества государств - участников, свидетельствующее о серьезном намерении международного сообщества бороться с предотвращением попадания ядерных материалов и технологий в руки террористов. Они подчеркнули важность продолжения работы в этом направлении, в том числе с частным сектором и общественностью.

Участники встречи рассмотрели первые итоги проведенных мероприятий, обсудили предложения по дальнейшему расширению состава участников Глобальной инициативы, наметили шаги по созданию системы информационного обмена. Сопредседатели одобрили конкретные предложения Казахстана, Великобритании и США и включили их в План работы.

Казахстанские мероприятия (семинары и учения) имеют цель совершенствовать учет, контроль и физическую защиту ядерных и радиоактивных материалов, предотвратить их попадание в руки террористов, совершенствовать взаимодействие государственных органов по борьбе с терроризмом.

В рамках состоявшейся встречи в качестве подтверждения глобального партнерства был организован прямой телемост с Майами (США), где ФБР США проводило конференцию по правоприменительной практике в рамках Глобальной инициативы. Состоялся конструктивный обмен мнениями, высказаны предложения по углубления взаимодействия между правоохранительными органами по выявлению лиц, замешанных в незаконном обороте чувствительными материалами.

Данная встреча закрепила результаты двух предыдущих, способствовала дальнейшему расширению круга участников Глобальной инициативы и получила определение как “фаза завершения подготовительной работы” для полномасштабного международного сотрудничества по предотвращению попадания ядерных материалов в руки террористов, совершенствованию возможностей государств-участников по обнаружению, поиску и предотвращению незаконного оборота таких материалов, а также в содействии обмену информацией и сотрудничеству в области правоприменительной практики и создании необходимых национальных законодательств. Проведение мероприятия Глобальной инициативы в Астане свидетельствует о высоком авторитете Казахстана на международной арене и его роли по обеспечению глобальной и региональной безопасности.

Поддержка Казахстаном Глобальной инициативы по борьбе с актами ядерного терроризма подтверждает твердую приверженность нашей страны упрочению международной безопасности и коллективным усилиям мирового сообщества по борьбе с терроризмом.

По итогам первой встречи в рамках Глобальной инициативы были приняты Заявление о принципах и Положения по реализации и оценке, которые отражают приверженность стран-партнеров борьбе с угрозой ядерного терроризма и создают возможность для совместных действий на этом направлении. Заявление о принципах Глобальной инициативы призывает стран партнеров: совершенствовать учет, контроль и физическую защиту ядерных и радиоактивных материалов (1); укреплять физическую безопасность гражданских ядерных объектов (2); проводить исследования и разработки по совершенствованию способности, в том числе созданию совместных механизмов обнаружения ядерных материалов и радиоактивных веществ (3); совершенствовать возможности по поиску, конфискации и установлению надежного контроля за незаконно удерживаемыми ядерными материалами (4); не допускать предоставления укрытия, экономических и финансовых ресурсов террористам, стремящихся к приобретению или использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ (5); совершенствовать уголовное и гражданское законодательство для судебного преследования и наказания (6); укреплять возможности по реагированию, ликвидации последствий и расследованию террористических атак с использованием ядерных материалов (7); содействовать обмену информацией между участниками (8). Согласно Положениям по реализации и оценке государства должны подтвердить свое участие в Глобальной инициативе на основе принятия Заявления о принципах и направления дипломатической ноты сопредседателям первоначальной Группы по реализации и оценке (ГРО). Первоначальными членами являются США, Россия, Австралия, Великобритания, Германия, Италия, Казахстан, Канада, Китай, Турция, Франция и Япония. МАГАТЭ участвует в ГРО и реализации инициативы в качестве наблюдателя, предоставляя свой технический экспертный потенциал.

Приветственное выступление

Министра иностранных дел Республики Казахстан М.Тажина

на открытии третьей встречи Глобальной инициативы

по борьбе с актами ядерного терроризма

Астана, 11 июня 2007 года

Уважаемые участники встречи,

Дамы и господа,

Прежде всего, позвольте приветствовать всех делегатов и выразить признательность сопредседателям Глобальной инициативы за сотрудничество по подготовке данной встречи.

Терроризм с применением ядерного и радиологического оружия является одним из наиболее острых и опасных вызовов международной безопасности, с которыми может столкнуться мировое сообщество. Угроза совершения таких действий сегодня как никогда реальна. Это во многом обусловлено стремлением ряда стран, а также террористических организаций к обладанию ядерным оружием и его компонентами. К сожалению как показывает опыт, те, кто избрал террор и насилие тактикой достижения своих целей, не остановятся перед любыми возможностями приобретения оружия массового уничтожения.

В последние годы мировое сообщество предприняло ряд усилий, направленных на противодействие этой угрозе, в частности под эгидой ООН были приняты международные договоры и решения, такие как Конвенция ООН о ядерном терроризме и резолюции Совета Безопасности ООН 1373 и 1540, требующие от государств конкретных действий для предотвращения приобретения террористами оружия массового уничтоженя (ОМУ). Мощный импульс антитеррористическому сотрудничеству дала принятая на 61-ой сессии Генассамблеи Глобальная контртеррористическая стратегия ООН, призывающая активизировать международное сотрудничество по предотвращению терроризма и выявлению незаконного оборота различных видов вооружения, включая ядерное. Успешно реализуются различные международные программы, развивающие сотрудничество по перехвату незаконных поставок ядерных и радиоактивных материалов. В данном контексте выдвинутая Президентом России В.Путиным и Президентом США Дж.Бушем в июле 2006 года Глобальная инициатива по борьбе с актами ядерного терроризма является полезным шагом по объединению усилий уже существующего международного сотрудничества в этой специфической сфере.

Казахстан рассматривает Глобальную инициативу в качестве важного элемента укрепления существующих режимов нераспространения. Она направлена на усиление взаимодействия мирового сообщества по предотвращению попадания компонентов ядерного оружия в руки террористов. Особое значение придается обеспечению надежного контроля за использованием, хранением и оборотом ядерных материалов, физической защиты ядерных объектов, разработке эффективных средств по снижению опасности последствий возможных террористических ядерных атак. Важно также совершенствовать правовую базу международного сотрудничества и внутригосударственную систему пресечения любого вида преступлений, связанных с перемещением ядерных материалов.

Принятые на предыдущих встречах главные принципы и направления деятельности стран-партнеров позволяют углубить их взаимодействие, расширить круг участников на основе присоединения новых государств, готовых внести свой вклад. Мы, в свою очередь, намерены внести конкретные предложения для включения в План работы Глобальной инициативы.

Республика Казахстан подтверждает свою решимость активно бороться с терроризмом во всех его формах и проявлениях. Мы выражаем готовность поддерживать меры международного сообщества по борьбе с ядерным терроризмом всеми имеющимися силами и средствами. Принятие эффективных мер по противодействию и недопущению терроризма является одним из приоритетов внутренней и внешней политики Казахстана. Созданная для борьбы с этим явлением национальная нормативно-правовая база позволяет противодействовать терроризму, предупреждению и пресечению террористической деятельности в государстве. В январе 2005 года в Алматы состоялось выездное заседание Контртеррористического Комитета СБ ООН, что дало возможность ознакомиться с опытом Казахстана, стран СНГ и региональных организаций по борьбе с терроризмом.

Уважаемые участники встречи,

За годы независимости Казахстан внес исторический вклад в укрепление режима нераспространения и разоружение. Отказ от обладания четвертым по размерам ядерным арсеналом и твердая приверженность нашей страны выполнению взятых на себя международных обязательств, продемонстрировали подлинную заботу о благосостоянии народа Казахстана, обеспечили безопасность и создали условия для экономического роста.

Сегодня Казахстан служит примером добровольного проявления сдержанности в интересах поддержания мира и стабильности на планете. Мы присоединились к таким всеобъемлющим документам в области нераспространения, как Договор о нераспространении ядерного оружия, Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, Конвенция по запрещению химического оружия, Конвенция о запрещении биологического и токсинного оружия, а также к ряду других международных соглашений в этой области. 8 сентября 2006 года в Семипалатинске государства Центральной Азии при тесном сотрудничестве с ООН подписали Договор о создании зоны, свободной от ядерного оружия в нашем регионе. Данный Договор мы рассматриваем как реальный вклад в укрепление режима нераспространения ядерного оружия и противодействие попадания оружия массового уничтожения в руки террористов.

Продолжая борьбу с ядерной угрозой, Казахстан, вместе с тем, признает право любого государства развивать ядерные технологии в мирных целях под строгим международным контролем. Мы развиваем сотрудничество с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ). В соответствии с Соглашением о применении гарантий, все ядерные объекты в Казахстане находятся под контролем МАГАТЭ, и вся ядерная деятельность осуществляется в соответствии с правилами и по стандартам Агентства. В текущем году нами ратифицирован Дополнительный протокол к Соглашению о гарантиях, который расширяет диапазон инструментов МАГАТЭ по проверке ядерной деятельности. 10 мая 2007 года Казахстан подписал с Россией межправительственное соглашение о создании международного центра по обогащению урана в российском Ангарске. Создание многонациональных центров по обогащению урана созвучна с целями и задачами Глобальной инициативы.

В заключение вновь хотел бы подчеркнуть необходимость установления надежного заслона для того, чтобы не допустить попадания ОМУ и его компонентов, которые могут быть использованы в его производстве, в руки террористов. Эту важную задачу можно решить только совместными усилиями государств. В этой связи Казахстан готов к тесному сотрудничеству с государствами-участниками встречи в реализации Глобальной инициативы.

Благодарю за внимание.

Welcoming remarks by the Minister of Foreign Affairs

of the Republic of Kazakhstan, Mr. Marat Tazhin, at the opening of the third meeting of the Global Initiative to Combat Nuclear Terrorism

Astana, 11 June 2007

Dear participants:

Ladies and gentlemen:

First, I would like to welcome all the delegates and express our appreciation to the Co-Chairs of the Global Initiative for their cooperation in the preparation of this meeting.

Terrorism involving the use of nuclear and radiological weapons is one of the greatest and most dangerous challenges to international security faced by the world community. The threat of such actions today is real as never before. To a large extent, this is due to the desire on the part of certain nations and terrorist organizations to acquire nuclear weapons and their components. Regrettably, the world's experience has been that those who had made terrorism and violence, their instrument of choice in attaining their goals, will take advantage of any opportunity to get weapons of mass destruction.

Over the recent years, the international community has taken a number of steps to counter that threat. In particular, within the United Nations international agreements and actions have been adopted requiring states to implement specific measures to prevent terrorist from getting hold of weapons of mass destruction, among them the United Nations Nuclear Terrorism Convention and the United Nations Security Council resolutions 1373 and 1540. The United Nations Global Counter Terrorism Strategy, adopted by the General Assembly at its sixty-first session and calling for enhanced international cooperation in the efforts to prevent terrorism and identify illicit trafficking in different types of weapons, including nuclear weapons, has provided a powerful impetus to anti-terrorist cooperation. Various international programmes, designed to develop cooperation in the interception of illegal transfers of nuclear and radioactive materials, are being implemented quite successfully. In that context, the Global Initiative to Combat Nuclear Terrorism, proposed by President Putin of Russia and President Bush of the United States in July 2006, represents an effective way to join efforts within the established framework of cooperation in that special area.

Kazakhstan views the Global Initiative as an important element needed to strengthen the existing non-proliferation regimes. Its purpose is to step up cooperation of the world community to prevent nuclear components from finding their way into the hands of terrorists. Special significance is attached to the efforts to ensure reliable control over the use, storage and circulation of nuclear materials, physical protection of nuclear installations and the development of effective means to reduce dangerous effects of potential nuclear terrorist attacks. It is also important to improve the legal framework of international cooperation and national systems designed to prevent any criminal activities involving the movement of nuclear materials.

Main principles and areas of activities of partner nations, approved at previous meetings, provide an opportunity to deepen their cooperation and increase the number of participants by welcoming into the Initiative new nations willing to make their own contribution. As for Kazakhstan, we intend to make specific proposals to be included in the work plan of the Global Initiative.

The Republic of Kazakhstan reaffirms its determination to actively combat terrorism in all its forms and manifestations. We express our readiness to support measures by the international community to fight nuclear terrorism using all available assets. The adoption of effective measures to counter and prevent terrorism is a priority of Kazakhstan's internal and external policies. The national regulatory and legal framework, established to address this phenomenon, allows us to counter terrorism and prevent and curb terrorist activities in the country. A meeting of the United Nations Security Council Counter-Terrorism Committee, held in Almaty in January of 2005, gave an opportunity to highlight the track record of Kazakhstan, the countries of the C.I.S and the regional organizations in combating terrorism.

Distinguished delegates,

Since its independence, Kazakhstan has made a historic contribution to the enhancement of the non-proliferation regime and disarmament. Its decision to renounce its nuclear arsenal, the fourth largest in the world, and its firm commitment to the implementation of its international obligations have reflected genuine concern for the wellbeing of the people of Kazakhstan, ensured security and created conditions for economic growth.

Today, Kazakhstan serves as an example of self-restraint, exercised voluntarily in the interests of peace and stability in the world. We have acceded to such comprehensive non-proliferation instruments as the Treaty on the Non-Proliferation of Nuclear Weapons, the Comprehensive Nuclear Test Ban Treaty, the Chemical Weapons Convention, the Biological and Toxin Weapons Convention and a number of other agreements in that area. A Treaty on a Nuclear-Weapon-Free Zone in Central Asia was signed by regional states in Semipalatinsk on the 8th September, in close cooperation with the United Nations. We consider that Treaty a tangible contribution to the enhancement of the nuclear non-proliferation regime and the efforts to prevent terrorist from obtaining weapons of mass destruction.

Continuing its efforts to avert the nuclear threat, Kazakhstan, at the same time, recognizes the right of any state to develop nuclear technology for peaceful purposes, under strict international control. We develop our cooperation with the International Atomic Energy Agency (IAEA). In accordance with the Agreement on the Application of Safeguards, all nuclear installations in Kazakhstan have been placed under the IAEA control and all nuclear activities are being carried out in compliance with the Agency's rules and standards. This year, Kazakhstan has ratified the Additional Protocol to the Safeguards Agreement, which expands the set of IAEA's instruments used to verify nuclear activities. On 10 May 2007, Kazakhstan and Russia signed an intergovernmental agreement to establish an international uranium enrichment center in the Russian city of Angarsk. The establishment of multinational uranium enrichment centers complies with the purposes and objectives of the Global Initiative.

In conclusion, I would like to reiterate the need to put up a reliable shield to prevent terrorist from getting hold of weapons of mass destruction or their components that might be used in their production. This important task can be dealt with only by all states joining their efforts. In this regard, Kazakhstan is ready to cooperate closely with nations participating in this meeting in advancing the Global Initiative.

Thank you for your attention.

Посольства Республики Казахстан в Республике Беларусь

(№6, 2007г.)

О круглом столе «Демократизация государственного управления» и презентации изданных Посольством на белорусском языке книг: «Н.Назарбаев – основатель казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия» и А.Нысанбаева, Г.Малинина «Нурсултан Назарбаев: Казахстан – территория мира и согласия»

22 июня 2007 года Посольством Республики Казахстан в Республике Беларусь проведен круглый на тему: «Демократизация государственного управления».

В работе круглого стола приняли участие представители Палаты Представителей Национального собрания, министерств и ведомств РБ, посольств государств-участников СНГ, аккредитованных в г.Минске, Исполнительного комитета СНГ, а также учёные НАН и ВУЗов Беларуси.

Участники мероприятия обменялись мнениями о проводимых в странах СНГ процессах политической модернизации и обсудили вопросы демократизации государственного управления в Республике Казахстан в рамках Конституционной реформы проведенной в Казахстане.

На Круглом столе с докладами выступили Литвинов М.К.- Советник – Посланник Посольства Республики Казахстан в Республике Беларусь,
Гаркун В.Г.- Первый Заместитель председателя Исполнительного комитета СНГ, Пакуш Л.В.- Проректор по научной работе Академия управления при Президенте Республики Беларусь, Котляров И.В. -заместитель Председателя Постоянной комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Палаты представителей Национального Собрания РБ, Криштанович Л.Е.- заместитель директора НИИ теории и практики государственного управления Академия управления при Президенте Республики Беларусь, а также видные общественные и научные деятели Республики Беларусь.

Выступающие дали высокую оценку проведенной в Казахстане Конституционной реформе.

Особо было отмечено, что усилена роль Парламента, увеличена численность депутатского корпуса. Изменен порядок формирования Правительства РК по принципу парламентского большинства, введена пропорциональная система избрания депутатов нижней палаты – Мажилиса и другие политические новации.

Участники круглого стола подчеркнули, что проведя Конституционную реформу Казахстан подтвердил лидерство не только в экономической сфере, но и в области политических преобразований.

В рамках круглого стола состоялась также презентация изданных Посольством на белорусском языке книг: «Н.Назарбаев – основатель казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия» и А.Нысанбаева, Г.Малинина «Нурсултан Назарбаев: Казахстан – территория мира и согласия».

Эти книги повествуют о деятельности Ассамблеи народа Казахстана, объединяющей национально-культурные центры и представителей всех этнических меньшинств, проживающих в Казахстане.

На презентации была дана высокая оценка деятельности Ассамблеи народа Казахстана и ее роли в деле сохранения в Казахстане межэтнического согласия.

Было отмечено, что Ассамблея является уникальным институтом общественного согласия в республике, с учетом многонациональных интересов населения, развития их языков, сохранения традиций, и не имеет аналогов в СНГ.

Также участники особо подчеркнули, те изменения в Конституцию РК, согласно которым, Ассамблея народов Казахстана получит конституционный статус организации, обеспечивающей представительство различных этнических групп страны в общественно-политической жизни;
9 депутатов будут представлять Ассамблею народов Казахстана в Парламенте.

По мнению участников это позволит вывести этот уникальный институт на новый этап развития и в результате представители различных народов живущих в Казахстане, а это более 130 национальностей, получат более широкую возможность доводить до государства и реализовывать свои чаяния путем законодательных инициатив, что как раз и отражает структуру политических предпочтений значительной части казахстанского многонационального общества.

Посольство РК в РБ 

Посольства Республики Казахстан в Республике Беларусь

(№5, 2007г.)

О выступлении Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева на совместном заседании Палат Парламента Республики Казахстан «Новый этап демократизации Казахстана - ускоренное развитие свободного демократического общества»

Успехи, достигнутые в стране в сфере экономики, влекут за собой объективную необходимость в модернизации и совершенствовании политической системы.

Исходя из этого, руководством Республики Казахстан уделяется постоянное внимание вопросам демократизации казахстанского общества. Процесс политической модернизации в Казахстане идет последовательно, по мере создания необходимых экономических условий. Казахстан выступает против форсированного внедрения демократии, тем более извне и идет в этом направлении эволюционным путем. Принцип–сначала экономика, а потом политика–полностью оправдал себя.

В течение трех последних лет, в рамках реализации Общенациональной программы политических реформ, на основе деятельности Национальной комиссии по вопросам демократизации, а затем Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ, которую возглавил Президент РК Н.А.Назарбаев идет активный общенациональный диалог по принципиальным проблемам политической модернизации государства, поиску наиболее эффективных путей дальнейшей политической модернизации страны.

В Послании Президента РК Н.Назарбаева народу Казахстана от
28 февраля 2007 года «Новый Казахстан в новом мире» особое место было уделено теме развития демократии и модернизации политической системы страны, в котором была поставлена задача по дальнейшему укреплению основ открытого, демократического и правового государства.

Результатом этой работы и стал законопроект «О внесении изменений и дополнений в Конституцию РК», который был внесен Президентом РК
16 мая 2007 года на рассмотрение Парламента.

Выступая с новым пакетом инициатив по политической модернизации страны, Президент РК отметил, что пришло время внести изменения в Конституцию Республики Казахстан, которая была принята в 1995 году и вступить в качественно новый этап развития государства.

В частности, Н.Назарбаев предложил пойти по пути таких изменений в Конституцию, когда республика остается президентской, но с существенным расширением полномочий Парламента, это позволит трансформировать модель Республики Казахстан из президентской в
президентско-парламентскую.

Речь идет об усилении роли Парламента, увеличении численности депутатского корпуса, новом порядке формирования Правительства по принципу парламентского большинства, введении пропорциональной системы избрания депутатов нижней палаты – Мажилиса, департизации мандата депутатов Сената и многих других политических новациях.

Глава государства предложил увеличить численность Мажилиса Парламента с 77 до 107 депутатов. Предложено, чтобы 98 депутатов избирались по пропорциональной системе, а для учета интересов крупных этносов и дальнейшей консолидации общества 9 депутатов будут представлять Ассамблею народов Казахстана.

Предлагается также увеличить численность Сената, за счет увеличения президентской квоты, которая теперь увеличивается с 7 до 15 депутатов. Часть из них будет назначаться после соответствующих консультаций с Ассамблеей народов Казахстана. Таким образом, численность депутатов Парламента РК должна увеличиться на 38 человек и составить 154 депутата.

В целях обеспечения межнационального согласия в Казахстане, в Конституцию намечено ввести норму о формировании Ассамблеи народов Казахстана Президентом страны.

Сенат предлагается наделить таким новым полномочием, как выполнение функций Парламента по принятию законов в период временного отсутствия Мажилиса, вызванного досрочным прекращением его полномочий.

Предлагается, чтобы с Сенатом согласовывалась кандидатура на должность Председателя Национального банка. Такой подход будет отвечать принципу самостоятельности Нацбанка при реализации денежно-кредитной политики государства.

Ключевой момент вносимых изменений, заключается в создании новых правил формирования и функционирования Правительства РК на основе парламентского большинства. Согласно предлагаемому новому порядку формирования Правительства РК, Премьер-Министр РК будет представлять партию парламентского большинства и должен назначаться Президентом РК после консультаций с фракциями политических партий и с согласия большинства депутатов Мажилиса Парламента РК. Таким образом главная роль в утверждении Премьер-Министра РК, а значит и всего Правительства РК, будет отведена Мажилису.

В своем выступлении Президент РК подчеркнул, что реализация такого подхода, во-первых, повысит роль политических партий в формировании Правительства РК, во-вторых, приведет к тому, что партия парламентского большинства в свою очередь будет нести ответственность за формирование и последующие действия Правительства РК, которое должно будет осуществлять программу победившей партии или коалиции.

Глава государства отметил, что предлагаемый переход на выборы депутатов Мажилиса по пропорциональной избирательной системе, обеспечит репрезентативность и учет специфических особенностей страны.

Президент Казахстана подчеркнул, что новая форма проведения выборов в Казахстане должна предоставить политическим партиям дополнительные возможности по усилению своей роли в политической системе страны, обеспечив реальное отражение расклада политических сил и действительную волю населения.

В соответствии с рекомендациями Государственной комиссии изменена схема формирования Конституционного Совета, Центральной избирательной комиссии.

В выступлении также предложено отказаться от конституционного запрета на государственное финансирование общественных объединений и разработать практические механизмы для частичного финансирования деятельности политических партий из республиканского бюджета.

Президент РК предложил после 2012 года сократить срок президентского правления с 7 до 5 лет.

Фундаментальные изменения предлагаются в раздел Конституции по вопросам местного самоуправления. Предполагается, что Маслихаты станут основой местного самоуправления, как представительные органы, избираемые местным населением для решения местных задач. Предлагается назначать акимов областей, городов республиканского значения и столицы с согласия соответствующих маслихатов.

В сфере судебной правовой реформы предложено ввести судебное санкционирование ареста, а также заявлено о фактической отмене в Казахстане смертной казни. На конституционном уровне возможность применения смертной казни предложено установить только за террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, и за особо тяжкие преступления, совершенные в военное время.

Также предлагается принять системные меры по поддержке институтов гражданского общества, которые будут способствовать расширению гарантии прав и свобод граждан страны.

Посольство РК в РБ  

 

 


Посольства Республики Казахстан в Республике Беларусь

(№4, 2007г.)

по случаю посещения п.Радошковичи

Молодечненского района Минской области

В преддверии Дня Победы в Великой Отечественной войне сотрудники Посольства Республики Казахстан в Республике Беларусь 7 мая 2007 года посетили п.Радошковичи Молодечненского района Минской области.

Во время поездки состоялись церемония возложения цветов к мемориалу Героя Советского Союза Н.Гастелло и на братскую могилу, где похоронен член экипажа капитана Маслова стрелок-радист казах-Бахтурас Бейскбаев получивший звание "Халык Кахарманы" и Герой России посмертно.

Также работники Посольства вручили ценные подарки школе и приняли участие на торжественной линейке в школе-интернат п.Радошковичи, посвященной 100-летию Героя Советского Союза Н.Гастелло.

Вторая мировая война явилась одной из самых трагических страниц в истории человечества. Для народов бывшего Советского Союза она стала Великой Отечественной, поскольку не только Армия, но и весь народ встал на защиту Родины.

Беспримерный подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. золотой страницей вписан в историю всех республик Советского Союза.

Несомненно, что одним из самых славных этапов Великой Отечественной войны явилась битва за Белоруссию, за освобождение этой многострадальной земли, в которой принимали участие все народы Советского Союза.

Казахстан в единой семье народов участвовал в Великой Отечественной войне. Поэтому та война и память о ней – часть общей истории многонационального Казахстана. Республика тогда превратилась в мобилизационный центр страны. Десятки дивизий, бригад и отдельных частей были сформированы в Казахстане. Они воевали на всех фронтах.

Каждая казахстанская семья испытала тяжесть войны на себе. На фронты Великой Отечественной войны ушли 1 миллион 700 тысяч казахстанцев или пятая часть от всего довоенного населения, более половины из них погибло на полях сражений.

На территории Казахстана было сформировано более 20 дивизий и стрелковых бригад, около 50 полков и отдельных батальонов. За годы войны в стенах казахстанских военных училищ прошли подготовку и переподготовку более 5 тысяч офицеров, 13 тысяч младших командиров.

Мы помним имена славных сынов нашего отечества Бауыржана Момышулы, Ивана Васильевича Панфилова, а также имена 28 панфиловцев, которые героичесик сражались обороняя Москву.

Воинский путь казахстанских соединений начался в грозное время под Москвой в 1941 году и завершился весной 1945 года в Берлине. Они обороняли Ленинград, бились под Сталинградом, на Курской дуге, освобождали Украину, Белоруссию, Молдову, страны Балтии, освобождали от фашистского ига и народы Европы.

10 тысяч казахстанцев были участниками штурма Берлина, 27 из них стали Героями Советского Союза. Сформированный в Казахстане 756-й стрелковый полк 150-й дивизии, названной позже Берлинской, участвовал во взятии рейхстага, а его боец Рахимжан Кошкарбаев водружал Знамя Победы на его стенах.

500 казахстанцев стали Героями Советского Союза, более ста - полными кавалерами Ордена Славы, четверо из которых были дважды удостоены звания Героя Советского Союза. Это – Талгат Бегельдинов, Леонид Беда, Иван Павлов и Сергей Луганский.

Среди героев той войны были и славные дочери казахского народа - Алия Молдагулова, Маншук Маметова. Тысячи казахстанцев приняли активное участие и в партизанском движении.

Воины-казахстанцы, защищавшие белорусскую землю в 1941 году, сражавшиеся в партизанских отрядах в период оккупации, освобождавшие Белоруссию в 1943-1944 годах, проявили мужество и героизм, верность воинскому долгу.

Около 70 воинов-казахстанцев, сражавшихся в составе различных соединений и частей Красной Армии, за подвиги, совершенные в боях за Беларусь, были удостоены высокого звания Героя Советского Союза.

По предварительным данным в 1941 по 1945 годы в Белоруссии погибло и захоронено несколько десятков тысяч воинов - выходцев из Казахстана. Среди тысяч простых солдат 7 – Героев Советского Союза и 1 - Халық Қахарманы и Герой России.

Казахстанцы ковали победу и в тылу. Все были едины в стремлении отдать всё для фронта, всё для победы.

Быстрый перевод экономики на военный лад и успехи в выполнении фронтовых заказов были достигнуты ценой невероятных усилий и самоотверженного труда. Но республике, отправившей на фронт лучших сыновей, не хватало рабочих рук. И тогда их матери и сестры встали к станкам, сели за трактора.

На народные средства были созданы и направлены на фронт танковые колонны «Колхозник Казахстана», «Комсомолец Казахстана», воздушная эскадрилья «Советский Казахстан».

Во время Великой Отечественной войны гостеприимный Казахстан стал родным для сотен тысяч переселенцев с территорий, оккупированных врагом и народов, насильственно сосланных в Казахстан - немцев с Поволжья, а также народов Северного Кавказа.

С июня по ноябрь 1941 года в Казахстан были эвакуированы заводы и вместе с ними десятки тысяч рабочих и членов их семей, население прифронтовых краев и областей, которые вместе с казахстанцами создавали мощный арсенал фронта.

Не считая тех, кто сопровождал оборудование своих предприятий, в начале ВОВ только из Беларуси было эвакуировалось более 1,5 млн. ее жителей, часть из которых поселилась в Казахстане. По некоторым данным, в Казахской ССР к 1 июля 1942 г. поселилось около 381 000 эвакуированных, в том числе более 21 000 из Беларуси.

В силу этих и других причин многие белорусы нашли в Казахстане свою вторую Родину, навсегда связав судьбу с нашей страной. Они оставили глубокий след в становлении казахстанской науки, культуры, развитии производства и сельского хозяйства. Некоторые белорусы были удостоены высокого звания Героя Социалистического Труда за освоение целины.

Победа над фашистской Германией и ее союзниками состоялась благодаря единству народа, единству фронта и тыла, массовому героизму на полях сражений и трудовому подвигу народа.

Посольство РК в РБ

 

Пресс – релиз Посольства Республики Казахстан в Республике Беларусь (№1, 24.02.2007г.). Об итогах социально-экономического развития Республики Казахстан в 2006 году

Объем валового внутреннего продукта (ВВП) в 2006 году составил в текущих ценах 9738,8 млрд. тенге и увеличился по сравнению с 2005 годом на 10,6%.

Промышленность. В 2006г. промышленными предприятиями Казахстана произведено продукции в действующих ценах на 6432,5 млрд. тенге, что на 7% больше, чем в 2005г. (рис.1). Рост объемов производства наблюдался во всех регионах республики.

Рисунок 1

Индексы физического объема промышленной продукции и отраслевая структура промышленности в 2006г.

В горнодобывающей промышленности, на долю которой приходится более половины объема промышленного производства страны, прирост объемов производства по сравнению с 2005 г. составил 7%. Рост объемов производства обеспечен за счет увеличения добычи угля и лигнита на 11,3%, металлических руд - на 8%, сырой нефти и попутного газа - на 6,1%, природного (горючего) газа - на 2,1% и другой продукции (рис.2)

Рисунок 2

Индексы физического объема и удельный вес отдельных видов деятельности горнодобывающей промышленности в 2006г.

В обрабатывающей промышленности в 2006 году произведено продукции на 2358,9 млрд. тенге, что выше уровня 2005 г. на 7,3%. Производство резиновых и пластмассовых изделий возросло на 23,2%, прочих неметаллических минеральных продуктов – на 17,6%, продукции машиностроения – на 14,2%. Объем производства в целлюлозно-бумажной промышленности и издательском деле увеличился на 8,9%, металлургической промышленности и производстве готовых металлических изделий – на 6,3%, производстве пищевых продуктов, включая напитки, – на 5,8%.

В производстве и распределении электроэнергии, газа и воды индекс физического объема в 2006г. по сравнению с 2005г. составил 103,6% за счет увеличения объемов производства и распределения электроэнергии (на 7,8%); газообразного топлива (на 2,2%).

Сельское хозяйство. В 2006г. объем валовой продукции сельского хозяйства, включая услуги, в целом по республике составил в текущих ценах 837,8 млрд. тенге, что на 7% больше уровня 2005 года, в том числе продукция растениеводства – 432,6 млрд. тенге (рост на 9,4%), продукция животноводства – 405,2 млрд. тенге (рост на 4,3%).

В 2006 году валовой сбор зерна в весе после доработки составил 16,5 млн. тонн, что на 19,5% выше уровня 2005 года.

Рисунок 3

Производство основных видов продукции растениеводства

На 1 января 2007г. во всех категориях хозяйств поголовье крупного рогатого скота достигло 5,7 млн. голов, что на 3,8% больше, чем на 1 января 2006г., овец и коз – 1,5 млн. голов (на 6,2%), свиней – на 1,3 млн. голов (на 1,6%), лошадей – 1,2 млн. голов (на 4,8%), верблюдов – на 0,1 млн. голов (на 4,1%) и птицы – на 28,5 млн. голов (на 8,8%).

Транспорт и связь. Общий объем грузоперевозок (с учетом оценки перевозок грузов нетранспортными организациями и предпринимателями, занимающимися коммерческими перевозками), за 2006г. составил 2024,0 млн. тонн, что на 5% больше, чем за 2005 год. Железнодорожным транспортом перевезено 246,5 млн. тонн грузов, что на 10,2% больше, чем в 2005 году.

Рисунок 4

Перевозка грузов отдельными видами транспорта в 2006г (в % к 2005г.)

Предприятиями связи республики за 2006 г. оказано услуг на сумму 274,2 млрд. тенге, из них населению – на 99,5 млрд. тенге, что соответственно, в сопоставимых ценах на 20,4% и 27,1% больше, чем в 2005 г.

Торговля. Объем розничного товарооборота в 2006г. составил 1561,6 млрд. тенге и по сравнению с 2005г. увеличился (в постоянных ценах) на 14,4%. В структуре розничного товарооборота удельный вес торгующих предприятий возрос с 41,4% в 2005г. до 48,5% в 2006г., а удельный вес рынков и индивидуальных предпринимателей, напротив, снизился, соответственно, с 58,5% до 51,5%.

Торгующими организациями реализовано товаров на сумму 757,8 млрд. тенге, что на 40,4% больше чем в 2005г.

В то же время, отмечается снижение объемов розничного товарооборота продовольственных, непродовольственных, смешанных рынков и индивидуальных предпринимателей – на 2,6%.

Рисунок 5

Структура розничного товарооборота по каналам реализации (% к общему объему)

Оптовый товарооборот республики в 2006г. составил 3523,9 млрд. тенге или на 6% больше, чем за 2005г. При этом практически весь объем полученного товарооборота приходится на негосударственный сектор.

Объем услуг общественного питания за 2006г. составил 54 млрд. тенге или на 51,2% больше уровня 2005 года.

Внешнеторговый оборот Республики Казахстан, без учета неорганизованной торговли, в 2006г. составил 61,9 млрд. долларов США и по сравнению с 2005 годом увеличился на 37,0%, в том числе экспорт – 38,2 млрд. долларов США (увеличился на 37,3%), импорт (с учетом расходов на транспортировку и страхование) – 23,7 млрд. долларов США (на 36,4%).

В структуре экспорта преобладают минеральные продукты (свыше 71%).

Наибольший удельный вес в структуре импорта занимают машины, оборудование, транспортные средства, приборы и аппараты (свыше 45%).

В 2006г. внешнеторговый оборот со странами СНГ составил 16,6 млрд. долларов США и по сравнению с 2005г. увеличился на 36%, в том числе экспорт – 5,6 млрд. долларов (на 37,1%), импорт – 11,1 млрд. долларов (на 36%).

Доля государств СНГ в общем товарообороте составила 27%, что соответствует уровню 2005г (27%).

В 2006г. внешнеторговый оборот с другими странами мира составил 45,3 млрд. долларов США и по сравнению с 2005 годом увеличился на 37%, в том числе экспорт – 32,7 млрд. долларов США (на 37,4%), импорт – 12,6 млрд. долларов США (на 36,8%).

Инвестиции в основной капитал в 2006г. составили 2810,3 млрд. тенге, что на 10,6% больше, чем в 2005г.

Из общего объема инвестиций в основной капитал, удельный вес собственных средств хозяйствующих субъектов составил 60,1%, иностранных инвестиций – 19,7%, бюджетных средств - 12,4%, заемных средств – 7,8%.

Приоритетными отраслями остаются добыча нефти и природного газа – 32,9 % от общего объема инвестиций в основной капитал, операции с недвижимым имуществом – 21,0 %, транспорт и связь – 13,5 %, обрабатывающая промышленность – 11,3 %.

Цены и тарифы

На потребительском рынке республики цены на товары и услуги в декабре 2006г. по сравнению с декабрем 2005г. увеличились на 8,6%, продовольственные товары подорожали на 7,3%, непродовольственные товары – на 7,1%, платные услуги – на 11,6% (рис.8)

Рисунок 8

Изменение цен на потребительские товары и услуги (прирост; в % к декабрю предыдущего года)

Цены предприятий-производителей промышленной продукции с учетом услуг производственного характера, в декабре 2006г. по сравнению с декабрем 2005г. возросли на 14,6%.

Рынок труда

Численность наемных работников в 2006г. составила 4,8 млн. человек, что больше, чем в предыдущем году на 136,2 тыс. человек (на 2,9%). Из их числа в государственных и негосударственных организациях работали 3,9 млн. человек (81,7%), у физических лиц – 0,6 млн. человек (11,7%), в крестьянских (фермерских) хозяйствах – 0,3 млн. человек (6,6%).

Численность безработных в декабре 2006г. составила 625,4 тыс. человек. По сравнению с декабрем 2005г. произошло снижение на 15,3 тыс. человек. Уровень безработицы в декабре 2006г. составил 7,8% (в декабре 2005г. он составлял 8,1%).

Численность лиц, зарегистрированных в органах занятости в качестве безработных, на конец декабря 2006г. составила 75,1 тыс. человек, их доля в численности экономически активного населения – 0,9% (в декабре 2005г. - 1,2%).

Денежные доходы населения

Ситуация с оплатой труда характеризуется стабильным ростом среднемесячной номинальной заработной платы наемных работников. На 1 января 2007 г. она составила 40775 тенге и выросла по сравнению с 1 январем 2006 г. на 19,7%, в реальном выражении – на 10,2%.

На 1 января 2007 года среднедушевые номинальные денежные доходы населения составили 23353 тенге, что на 18,7% выше, чем на 1 января 2006 года. Реальные денежные доходы за этот же период возросли на 9,5%.

Демографическая ситуация

Общая численность населения республики на 1 января 2007 г. составила 15390,6 тыс. человек. По сравнению с началом года она увеличилась на 175,3 тыс. человек, или на 1,2%.

Естественный прирост населения республики за январь 2007г. составил 13 тыс. человек (за 2006 г. – 141,9 тыс. человека).

Положительное сальдо миграции населения в 2006г. составило 33,5 тыс. человека, что выше уровня 2005г. на 11,4 тыс. человека. Положительное сальдо сложилось в основном за счет притока иммигрантов из стран СНГ – 26,8 тыс. человек. Отток численности населения сократился на 2,8 тыс. человек.

За отчетный период число иммигрантов составило 67,4 тыс. человек, а эмигрантов – 33,9.

Посольство РК в РБ

Подробнее

 

Пресс – релиз Посольства Республики Казахстан в Республике Беларусь (№2, 2.03.2007г.). О ЕЖЕГОДНОМ ПОСЛАНИИ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Н.НАЗАРБАЕВА народу Казахстана - «НОВЫЙ КАЗАХСТАН В НОВОМ МИРЕ» и о Стратегии "Казахстан-2030" на Новом этапе развития Казахстана 30 важнейших направлений внутренней и внешней политики

28 февраля 2007 года на совместном заседании палат Парламента РК Президент Республики Казахстан Н.Назарбаев выступил с Посланием народу Казахстана о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики «Новый Казахстан в новом мире», в котором представлена стратегия развития Казахстана на предстоящее десятилетие.

Главой государства поручено Правительству РК последовательное решение десяти первоочередных задач, развивающих основные положения Стратегии - 2030 на Новом этапе и определены 30 важнейших направлений внутренней и внешней политики.

Подробнее

 

Пресс – релиз Посольства Республики Казахстан в Республике Беларусь (№3, 07.03.2007Г.) по случаю 15-летия вступления Республики Казахстан в Организацию Объединенных Наций

2 марта 2007 года исполнилось 15 лет со дня вступления Республики Казахстан в Организацию Объединенных Наций.

В этот день Генеральная Ассамблея ООН на своей 46-ой сессии единогласно приняла резолюцию 46/224, в соотвествии с которой Казахстан признан в качестве полноправного члена данной авторитетной международной организации .

Первым форумом, в котором казахстанская делегация приняла участие в качестве полноправного члена ООН, стала 47-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН, проходившая осенью 1992 года. На этой сессии с развернутой речью о международной политике Казахстана выступил Президент РК Н.А.Назарбаев, в которой он отметил необходимость определения новой повестки дня для целостного мира. Уделив важное место превентивной дипломатии, как системе политических и социально-экономических мер, направленных на предотвращение возгорания очагов потенциальной напряженности, Глава Казахстана высказал мысль, о необходимости распределения усилии по установлению, поддержанию и укреплению мира в равной степени по всем осям мировых взаимодействий.

Ключевым моментом выступления стала идея о созыве СВМДА (Совещания по мерам доверия в Азии). Cуть данной инициативы заключалась в стремлении возобновить ранее не увенчавшиеся успехом попытки создать эффективную и универсальную структуру по обеспечению безопасности в Азии, поскольку на данном континенте, в отличие от других регионов мира, подобная структура еще не была сформирована.  

В речи Президента Казахстана также нашли отражение вопросы: соблюдения принципа нерушимости государственных территорий, мира и безопасности на евразийском пространстве; обеспечения водными ресурсами Центральной Азии, а также проблемы экологии и охраны окружающей среды, в частности Аральского и Семипалатинского регионов.

И сегодня можно констатировать, что многие проблемы, поднятые Президентом РК, за эти годы нашли отражение в деятельности ООН.

Казахстан исходит из того, что на сегодня ООН является одним из основных механизмов согласования транснациональных интересов с национальными интересами государств. Исходя из этого, руководство нашей страны всемерно содействует укреплению взаимодействия с этой авторитетнейшей международной организацией, ее специализированными учреждениями, фондами и программами.

Казахстан принимает активное участие в деятельности ООН как на национальном, так и региональном уровнях, демонстрирует взвешенный   и конструктивный подход к решению всего спектра вопросов международной повестки дня от мира и безопасности до реформирования и укрепления Организации.

За 15 лет членства в ООН Казахстан внес весомый вклад в поддержание международного мира и безопасности, обеспечение устойчивого развития, решение экологических проблем. Отказ от ядерного оружия, создание мер доверия в Азии, укрепление интеграционных процессов на пространстве Евразии, содействие в продвижении интересов группы стран, не имеющих выхода к морю, поощрение диалога цивилизаций и религий -  вот далеко не полный перечень шагов, предпринятых Казахстаном в соответствии с целями и принципами Устава ООН.

Казахстан выступает за дальнейшее расширение взаимодействия между ООН и региональными организациями и укрепление партнерских связей между самими региональными организациями в борьбе с организованной преступностью, наркоугрозой, незаконной миграцией, религиозным экстремизмом, бедностью и распространением ВИЧ/СПИДа.

Наше государство намерено и впредь целенаправленно использовать возможности ООН, а также организации ее системы для принятия конкретных мер, направленных на смягчение негативных экономических и гуманитарных последствий таких техногенных и экологических катастроф, как высыхание Арала, радиоактивное заражение территории прилегающих к Семипалатинскому полигону, загрязнение источников питьевой воды и общее их сокращение.

На сегодня уже наработан значительный опыт сотрудничества РК с Программой развития ООН, Детским Фондом ООН, Всемирной Организацией Здравоохранения, Программой ООН по окружающей среде и другими учреждениями в деле привлечения в Казахстан экспертной, технической и финансовой помощи ООН на этапе становления государственности.

Начиная с февраля 1992 года, в Казахстане открыты и активно работают представительства ряда спецучреждений, фондов и программ системы ООН. Их деятельность направлена на оказание широкой технической, консультативной и финансовой помощи Казахстану.

В настоящее время система Организации Объединенных Наций в Казахстане представлена 15 организациями.

Казахстан убежден, что ООН воплощает в себе величайшую надежду всего человечества на мирное развитие и международное сотрудничество. Поэтому соблюдение и уважение принципов и целей, изложенных в Уставе ООН, должно оставаться приоритетом для всего мирового сообщества, а имеющиеся проблемы должны решаться в тесном партнерстве всеми государствами- членами ООН.

В тоже время следует отметить, что в условиях движения мирового сообщества к новым формам глобального регулирования и контроля возрастает роль международных структур, включая ООН. В этой связи, деятельность ООН требует реформирования, для того, чтобы она лучше отражала современное распределение сил в государствоцентричном мире, не говоря уже про полицентричный мир. ООН должна стремиться соответствовать растущим требованиям усложняющегося и глобализарующего мира и стать совего рода институтом общественной службы мирового сообщества, способным содействовать адаптации человечества к новым реалиям . Исходя из этого, на первый план для ООН выходит задача повысить координацию в действиях международного сообщества, по налаживанию более тонкого и совершенного механизма глобального управления, позволяющего гармонизировать интересы сильных и слабых стран.

Следует также отметить, что сотрудничество с учреждениями, фондами и программами системы ООН способствует укреплению суверенитета и независимости Казахстана, его позиций на международной арене, а также создает благоприятные условия для проведения эффективных преобразований в социально-экономической, гуманитарной, культурной сферах, помогает решению экологических проблем в стране.

В условиях растущей глобальной взаимозависимости и необходимости объединения усилий государств в решении вопросов войны и мира, экономического и социального развития, Казахстан будет и впредь прилагать усилия, направленные на укрепление взаимодействия и сотрудничества с главной международной организацией мира, которой является ООН.

Посольство РК в РБ

Разработка сайта ArtisMedia © Посольство Республики Казахстан в Республике Беларусь, 2006 г.